"Баламут"
Образ Андрея
Краснова, напарника агента национальной безопасности Леши Николаева, был создан
сценаристами Вардунасом и Агеевым специально для
Андрея Краско. И произошло чудо: Дмитрий Светозаров, режиссер сериала,
предложенную кандидатуру не отклонил.
'Что же тут чудесного?' - спросите вы. А то, что во всех сценариях Вардунаса
обычно присутствовала роль, специально написанная для Краско, но режиссерам
такая постановка вопроса, не дающая права на выбор, не нравилась, и они
неизменно отклоняли его кандидатуру. Светозаров же, очевидно, помня работы
Андрея в своих фильмах 'Прорыв' и 'Псы', утвердил Краско беззвучно. Сначала роль
была вспомогательной, но со временем разрослась - и не только благодаря
сценаристам: это была их совместная с актерами импровизация. На съемочной
площадке они без конца придумывали все новые веселые факты биографий героев,
наделяли их всевозможными чертами. Придумали, например, что Краснов, гениально
стреляющий в тире и моментально все осваивающий в теории, меняется, как только
доходит до дела: то не учитывает поправку на ветер, то просто промахивается,
потому что неудобно было целиться... 'Андрей с Лехой - идеальная парочка, -
говорит Краско, - один все время нарушает закон и не умеет писать отчеты, но
хорошо дерется и еще лучше соображает, а второй - довольно грамотен при
составлении бумаг и отписок всякого рода. В общем, Бивис и Бат-хед, только на
российской почве'.
Общее у
актера Краско и его героя Краснова - разве что в одинаковых именах и похожих
фамилиях. Все остальное никак не пересекается: ни взгляды, ни поведение, ни
жизненный опыт. Но по насыщенности последнего Краско вполне может конкурировать
с Красновым.
Первое
поступление в ЛГИТМиК сына известного актера Ивана Краско закончилось провалом.
Последовал год работы монтировщиком сцены. Затем новая, удачная, попытка
поступления. Закончив институт, Андрей по распределению попал в томский ТЮЗ.
Потом за компанию с другом поехал в УЛЬЯНОВСКИЙ областной театр. Прослужив там
год, рассорился с администрацией и ушел работать ди-джеем. Подобные ссоры в
жизни Андрея случались нередко. - У меня отношения с администрацией как-то не
складываются. Наверное, по причине того, что я всегда говорю то, что думаю.
Говорить правду меня в свое время научил мой хороший друг Володя Резник. Я тогда
первый раз попал в вытрезвитель и не знал, что сказать маме. Он посоветовал: 'Скажи
правду, это проще'. Действительно, когда не врешь, меньше проблем...
И первая роль
Краско в кино не состоялась, потому что не сошлись с режиссером во взглядах на
образ героя. 'Когда я зашел к Динаре Асановой, которая меня, в общем-то, и нашла
для кино, и гордо рассказал ей, что отказался сниматься по принципиальным
соображениям, такое началось! Она меня обругала словами, которые я, даже работая
монтировщиком, ни разу не слышал'. У Асановой Краско должен был сниматься в
нашумевших когда-то 'Пацанах'. Но тут пришла повестка в военкомат. Отвертеться
не удалось, несмотря на то, что шесть военных ансамблей города готовы были
принять его в штат. И только через несколько лет из газеты 'Совершенно секретно'
Краско узнал причину своего столь настойчивого призыва в армейские ряды. В то
время Андрей уже год в Театре Ленинского комсомола (ныне Балтийский дом) играл
главную роль - милиционера - в спектакле 'Кукарача'. Однажды спектакль
посмотрели важные полковники и генералы из МВД, которые и вынесли приговор: 'Несерьезный
образ героя не соответствует образу советского милиционера'. Крайним оказался
актер Андрей Краско. Все это сказалось на его судьбе и потом. Какое-то время
Андрея не принимали в театры: к нему прилипло определение 'баламута и
неуживчивого человека'. Кому же из начальства хочется лишних проблем?..
Особенно тяжко ему пришлось в начале девяностых, когда фильмов почти не снимали,
а в театрах платили символические деньги. Тогда многие актеры зарабатывали
разного рода 'шабашками', не связанными с профессией. Андрею приходилось шить
брюки, продавать книжки, ремонтировать квартиры, работать на кладбище - оградки
ставить, цемент замешивать...
Но пора
неустроенности постепенно прошла. И сегодня Андрей считает "себя достаточно
счастливым человеком, особенно в последнее время, когда начал работать с
режиссерами-единомышленниками: 'Не потому, что одно и то же думаем, а потому,
что - в одном направлении'.
В свободное
время он очень любит лежать на диване, смотреть телевизор или читать. Не
переносит митингов и собраний. (Впрочем, после первого и последнего его
выступления на собрании в Ленкоме главный режиссер театра освободил его от всех
собраний разом, чтобы не провоцировать конфликтов.)
Время от
времени Андрей Кра-ско бывает в комиссионных магазинах, приобретая забавные
фарфоровые статуэтки для коллекции - Емелю с щукой, пионера с собакой... Кстати,
настоящая собака Андрея, красавица-овчарка Глафира, снималась в нескольких
фильмах, включая 'Блокпост'.
Краско был
трижды женат. О своих детях, особенно младшем, двухлетнем Кирюше, названном в
честь мамы Андрея, Киры, он рассказывает .с теплотой, но без лишних эмоций: 'У
Кирюши характер завхоза: все должно быть в порядке, окна и двери закрыты, иначе
он будет этого требовать'. Старший сын Иван (от второго брака) живет вместе с
мамой в Варшаве. Он уже вполне самостоятельный человек, снимается в безумно
популярном польском сериале в одной из главных ролей, а на лето приезжает к отцу.
Самая любимая
серия Андрея из 'Агента...' - 'Алиса'. Краснова там показывают в кругу семьи -
три сына, жена, которую жизнь сделала стервой, с жуткой прической, в безумной
кофточке. Когда она выходит из комнаты, Краснов говорит своему напарнику: 'За
ней все бегали в школе' - 'Чтобы убить?' - 'Дурак ты!' Но это опять-таки из
сферы несходства актера и его героя. Как раз из того, что и делает для Краско
работу над ролью интересной.
Валерия Кузнецова
ТВ парк 208 октября 2000 г.