Автобиография
Многие из ролей Андрея Краско так или иначе связаны со средствами передвижения. Да и в жизни реальной он сменил уже не один автомобиль. Кстати, сам артист утверждает, что едва ли найдется такая марка, за рулем которой он бы ни разу не посидел.
Андрей Краско: Впервые я сел за руль в 79-м году, когда снимался в короткометражном фильме. Была во ВГИКе такая практика: когда режиссер или оператор заканчивали учебу, им давали дебютную работу на 10-15-20 минут. И вот я играл водителя автобуса: меня научили водить, даже предложили окончить курсы и получить права. Но тогда автомобиль мне был не по карману. Правда, папа мой уже был заслуженный артист, однако ему даже не снилось, что он может купить себе машину, а мне - тем более! Но водить я тогда научился и дальше во всех киноэкспедициях (а на съемки ездили колоннами) просил шоферов дать 'покататься'. Таким образом я посидел за рулем практически всех отечественных машин.
А когда автомобиль мне стал по карману, я быстренько пошел на курсы и добросовестно их окончил. Хотя, когда я сел сдавать на права и поехал, инструктор сначала говорил: 'Тише-тише!', а потом спросил, не за пьянку ли у меня права отобрали.
ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ
Сейчас у меня 'шестерка', гаишники этому, кстати, очень удивляются... У меня многие фильмы связаны со средствами передвижения. На чем только я на съемках не ездил! На иномарках почти на всех; на лошади (лошадь ведь тоже средство передвижения!). Насчет лошади - играл я в одном фильме командира красного кавалерийского отряда. История такая - белые убегают, мы их догоняем. Расстояние до этих самых белых метров: пятнадцать. А была зима, лед. Но я же молодой, горячий, рвался все делать сам. Слава богу, меня отговорили -'мол, Андрюша, зачем тебе это надо? Хочешь покататься? Вот тебе лошадь, катайся. Но за каскадера ничего делать не надо'. В итоге поскакал каскадер. И когда снимали эту сцену, из-под копыта впереди идущего коня вылетела льдинка и попала каскадеру чуть ли не в глаз. В общем, парня повезли во Владимир делать операцию (а снимали мы в Суздале). Вернулся он с залепленным глазом, через две недели ему сняли повязку, и он еще неделю ходил со здоровенным 'бланшем'. И мне сказали: 'Ну и что бы мы делали, если бы ты оказался на его месте?'. Правильно сказали. Ведь есть вещи, которые необязательно делать самому. Если, скажем, в молодости я был кандидатом в мастера по спортивной гимнастике и тогда у меня еще были какие-то навыки, то сейчас, в 46 лет, прыгать и скакать...
Елена (супруга): в 45!
Андрей: Нет, 46 уже!
Елена: Посчитай! 46 тебе будет в августе!
ПРО АВАРИИ И СТРАХОВКИ
Елена: Мы часто куда-нибудь вместе едем, либо в одной машине, либо 'паровозиком', если вместе работаем. Мы и познакомились-то на съемках 'Агента национальной безопасности'. Кстати, актерам для съемок приходится нередко использовать свои машины. Во-первых, если нужно дорогое авто, то его хозяин, как правило, согласен снять свою машину в кино, но против, чтобы за руль садился актер! Очень редко удается кого-либо уговорить, люди ведь трепетно относятся к своим машинам. Сейчас, правда, появились специальные прокаты, где все машины застрахованы.
Андрей: Мы часто берем для съемок машины киногруппы. Там шоферы нас уже знают и технику дают, не отказывают. Правда, не все умеют ездить: недавно один актер - не буду его называть - не успел тронуться с места, как снес рекламный щит. Но мне, к счастью, машины доверяют. Кстати, первая моя авария была такая: я поворачивал и прозевал 'запорожец', и он въехал моей 21-й 'Волге' в бок. У него сразу все стекла осыпались, бок внутрь ушел. Я сижу совершенно бледный: там ведь и шофер, и еще люди! Слава богу, никто не пострадал. И вот бежит ко мне водитель этого 'запорожца': 'Ты попал на тыщу баксов!'. Тут я, конечно, в полный голос начинаю смеяться. Приехало ГАИ, осмотрели они повреждения и говорят тому шоферу: 'Он (то есть я) сейчас безработный - это раз! Суд присудит, и он будет каждый месяц тебе платить по 20 рублей - два! А так человек тебе сказал, что все отремонтирует, - ну и не ори!'. Я вызвал своих мастеров, они отремонтировали этот 'запорожец' как следует, и это мне обошлось в сотню долларов. Самое интересное, что моя машина не пострадала вовсе - разве что от удара только краска на бампере осталась.
ТАКОЙ ВОТ АВТОПАРК
Нашу машину я выбрал, конечно, из-за финансов. Если бы была возможность, то я бы взял другую. Какую? Ну, в последнее время мне очень нравится 'Субару'. Еще нравятся 'Порше', 'Ауди', конечно же 'Ягуар', 'БМВ'. Вот я у Марата Башарова брал 'Фольксваген Гольф', третий, объем 2,3, - хорошая машина. И у его жены такая же, только объем поменьше - 1,6. Самая первая моя машина была 'Волга' - ГАЗ-21. Она была у меня четыре года, потом ее угнали. А когда нашли, она восстановлению уже не подлежала: всю зиму дети на нее прыгали с гаража и катались как с горки, в итоге превратили черт знает во что. Следующие были три 'запорожца' подряд: две 'мыльницы' и один 'горбатый'. Одна 'мыльница' погибла на съемках 'Агента национальной безопасности'. Она у меня к тому времени просто стояла во дворе, и я уже собирался дать мужикам денег, чтобы они отволокли на свалку. А тут мне дают сценарий, по которому 'запорожец' врезается в джип. Мой мастер Олег ее завел, она даже своим ходом доехала до съемок, ну и... Вторую 'мыльницу' я обменял на магнитолу. А 'горбатого' отдал ребятам - звукотехникам. Потом купил себе 'Жигули'.
Елена: Мою 'восьмерку' мы покупали вместе с Андреем. А перед тем было так: он меня научил водить и уехал. Разрешил на его 'шестерке' потихоньку кружочки в каком-нибудь дворе наматывать. Приехал, а у меня кружочки эти чуть ли не до Гатчины! Андрей тогда взял мой паспорт, меня за руку и повел покупать вторую машину. Она у меня почти год, и вожу я примерно столько же.
НЕ ЦАРЬ, НЕ БОГ И НЕ ГЕРОЙ: АВТОМАСТЕР!
Уже восемь лет мне чинят машину люди, которые разбираются в этом досконально. Олег, Федя, Володя, Вадик, Леша. Ребята действительно мастера, и люди очень хорошие. Я у них работал, как бы это сказать, подмастерьем, несколько месяцев, исключительно за питание. Тогда у меня вообще ничего не было - ни театра, ни съемок. Я еще книжки продавал, шил куртки, штаны, сумки; на кладбище работал - цемент месил, но там долго не выдержал, потому что меня пытались использовать: чтобы я клиентов раскручивал на всякие цветнички, оградки. Я сказал: 'Нет, ребята' - и ушел. Потом извозом занимался. Но с тех пор как стали узнавать, 'бомбить' забросил - деньги брать неудобно стало. Раз, два просто так подвез и перестал. Зато теперь в такси, наоборот, больше денег берут, наверное думают, что богатый. Так что Олег, когда чинит мою машину, отдает мне свою, у него 'двоечка'. Он, что называется, сапожник без сапог: сам кузовщик, а кузов у этой 'двойки' страшненький. Зато мотор просто зверь, иномаркам не угнаться! И это в общем-то правильно - машина должна быть боевой, на ходу. Внешний вид меня мало волнует, главное - внутренности: чтобы работали тормоза, мотор, подвески и т.д.
Александра Михневич
"Телевик", N 5, 2003, 27 января - 2 февраля.