"Я пролежал на диване полтора месяца и дождался телефонного звонка..."
У Андрея Краско после репетиции (Андрей репетирует в Театре им. Комиссаржевской
в спектакле 'Андора' по пьесе Макса Фриша) актеры разбредались по закоулкам
театра, а я с тревогой поймала себя на мысли, что могу не узнать звезду. Слава
Богу, узнала. Для начала Андрей посетовал ... "Интерес к его персоне обострился
только в последние годы, я же в свою очередь напомнила, что актер Андрей Краско
на время исчезал из поля зрительского внимания. С этого и начали...
- В культуре были проблемы вплоть до того, что на 'Ленфильме' не снимали вообще
ничего и найти халтуру было просто нереально. А как прожить на 800 рублей, я не
очень понимал. И многие просто ушли из профессии. Но поскольку вне профессии я
представлял себя мало, то, занимаясь зарабатыванием денег, ждал момента, чтобы
вернуться. В свое время убедился, что не надо суетиться. И когда кончились
деньги, и кончилась работа, и когда распечатал последнюю пачку макарон, и на
метро уже было неудобно занимать ни у родителей, ни у друзей - то плюнул на все
и лег на диван. Пролежал так месяца полтора. Смотрел телевизор и выходил гулять
с собакой. И вот тогда раздался телефонный звонок...
- Вы суетились в плане зарабатывания денег?
- В плане профессии. Я кому-то что-то предлагал, показывался, встречался со
вторыми режиссерами и ассистентами и говорил: 'Найдите что-нибудь...' Мне это
было очень неприятно!
- А папа не помогал (Иван Иванович Краско - замечательный актер Театра им.
В.Ф. Комиссаржевской. - Н.Б.)?
- Папа у меня в этом смысле достаточно беспомощный человек. Я и в институт сам
поступал. Но вообще мало кто верил, что поступлю. Я ведь в общем-то ленивый,
достаточно вялый в жизни. Наверное, силы экономлю. Характер у меня флегматичный.
Вероятно, это для делового человека плохие качества.
- А для актера?
- Ну, если ты можешь переключиться по команде 'мотор' или при выходе на сцену,
то это нормально. Хотя я раскачиваюсь медленно, какое бы дело ни делал. Для того
чтобы приступить к чему-нибудь, мне надо долго готовиться. Бывает такое
состояние, что читаю что-то, не выходя со студии, но это редко. Петя Шерешевский
дал мне пьесу и звонил недели полторы, а я все готовился ее прочитать
(улыбается). А возвращаясь к тому, чем я зарабатывал на жизнь, - шил штаны и
куртки, делал оградки на кладбище, продавал книжки, делал ремонты.
- Андрей, а вы при этом думали, что вернетесь к профессии, или это были
все-таки безнадежные мысли?
-
Безнадежные минуты у всех бывают. Но именно минуты.Ведь все равно про себя знал,
что я приличный актер и достаточно профессиональный человек. И в другую
профессию не собирался идти. Хотя был момент, когда меня завлекали в бизнес.
Вагоны перегонять из Владивостока. Слава Богу, все, включая пригласивших меня в
дело людей, поняли, что это не мое занятие. Однако у меня получалось
договариваться с таможней, с предприятиями (хитроватая улыбка). Взятки давать -
это же надо уметь!
-А как?
- Это по наитию (улыбается). Кроме того, меня стимулировало то, что не
для себя - для себя никогда в жизни не смог бы, - а для дела. А вот
представляешь себе предлагаемые обстоятельства, закрываешь глаза и идешь.
Приходишь и видишь человека и в зависимости от его поведения и психофизики
начинаешь
импровизировать. Думаю, что любой нормальный артист вполне может быть
психотерапевтом. Это ведь входит в профессию - понять персонаж, его поведение,
мотивы поступков.
- С таким бесценным знанием, наверное, легко быть агентом в сериале. А наш
герой в 'Агенте национальной безопасности' - он какой?
- Он нормальный. Не любит лишний раз заморачиваться и, пока не клюнет в задницу
жареный петух, так и не пошевельнется. Необходимость вынуждает его действовать
профессионально и самостоятельно, но как только появится возможность перевалить
принятие решения на кого-нибудь другого, он незамедлительно это делает.
- Действительно, цельная психологическая характеристика. Сейчас
раскручивается ваша театральная карьера, что-то происходит в большом кино (в том
числе и пробы на фильме И.Дыховичного. - Н.Б.), а сериал для вас что-то
продолжает решать?
- Я не понимаю людей, которые говорят, что работа в сериале - 'это дерьмо'.
Дерьмом может быть любая работа, если ты к ней так относишься. Мне за свою
работу в сериале не стыдно. Режиссер Митя Светозаров меня очень устраивает. Он
тонко чувствует жанр и умеет в этом жанре работать.
- Баланс существует сейчас в жизни и карьере?
- Не знаю. Ни за что нельзя ручаться. Сериал может так же закончиться. Митя
Светозаров может уйти, к примеру, и заняться чем-то другим. И это будет
означать, что надо будет отказаться от привычки не думать про еду. Но все равно,
если мне будет скучно, то я уйду...
Наталия Бадя
"Вчерний Петербург", - "Этажерка" февраль 2000 г.